КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 23-28-00685
НазваниеЦифровой разрыв и местные администрации: взгляд через социальные медиа
Руководитель Прокопьев Егор Александрович, Кандидат экономических наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр "Карельский научный центр Российской академии наук" , Республика Карелия
Конкурс №78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-155 - Прогнозирование социально-экономического развития, государственное регулирование экономики и управление социально-экономическими процессами
Ключевые слова цифровой разрыв, социальные медиа, ВКонтакте, онлайн-взаимодействие, муниципалитеты, городские и сельские поселения, местные администрации, Северо-Западный федеральный округ, регрессионное моделирование, контент-анализ
Код ГРНТИ06.61.33
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Цифровая трансформация экономики должна обеспечивать рост равенства возможностей для всех жителей нашей страны. Одним из индикаторов её успеха будет сокращение цифрового разрыва между сельскими и городскими муниципалитетами. При этом вопрос измерения цифрового разрыва на муниципальном уровне в силу отсутствия доступной статической информации остаётся практически не изученным. В данном проекте предлагается осветить проблему оценки цифрового разрыва на муниципальном уровне на примере использования социальных медиа при онлайн-взаимодействии местных администраций с гражданами на территории Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.
Возникшие менее 20 лет назад, социальные медиа стали неотъемлемой частью нашей жизни. По мере всё большего структурирования общества вокруг Интернета от властей ожидают, что их способы коммуникации подстроятся под привычные для людей социальные медиа. При этом уже сейчас органы государственной власти не могут позволить себе игнорировать социальные медиа, хотя бы из-за наличия там миллионов пользователей. Представляется, что для органов местного самоуправления (особенно в сельских поселениях) процесс адаптации социальных медиа идёт медленнее и вызывает затруднение, поскольку они обладают более скромными возможностями и перегружены решением текущих задач. В результате чего, в данной сфере начинает проявляться цифровой разрыв. Пандемия COVID-19 проиллюстрировала, насколько важно получать точную и проверенную информацию о сложившейся ситуации непосредственно по месту жительства и использовать все возможные каналы коммуникации. Своевременно размещенная информация также важна для предупреждения паники населения, вызванной ложными информационными сообщениями. Сегодня социальные медиа являются простой и удобной площадкой для реализации информационной функции, без которой невозможно создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
На данный момент в России не существует понимания целостной картины того, как администрации муниципалитетов используют социальные медиа для взаимодействия с гражданами: какова стратегия взаимодействия? какие темы освещаются? какой процент местных жителей знает об этих ресурсах? востребованы ли официальные группы и страницы руководителей администраций в социальных медиа у населения? какую учётную запись следует использовать (личную или служебную)? какие факторы препятствуют и способствуют созданию и ведению официальных страниц? насколько сильно отличаются эти факторы в городских и сельских поселениях? есть ли региональные различия и особенности? Поиск ответов на данные вопросы делает актуальными исследования по использованию социальных медиа для нужд государственного управления на муниципальном уровне, развивает систему знаний о цифровом разрыве, а также обусловливает необходимость систематизации лучших практик для выработки единых правил в социальных медиа для государственных служащих.
В проекте будет использоваться сочетания методов математической статистики, картографирования и социологии. В результате мы получим: 1) развитие теоретико-методологических основ организации онлайн-взаимодействия населения с органами власти; 2) систему показателей, измеряющих цифровой разрыв в сфере использования социальных медиа для нужд местных администраций; 3) комплексное представление об уровне распространения и использования социальных медиа для работы местных администраций, уровне вовлечённости местных жителей в онлайн-взаимодействие с местными администрациями в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации; 4) перечень территориальных факторов, влияющих на успешную интеграцию социальных медиа в работу местных администраций, а также комплекс персонализированных факторов вовлечения населения во онлайн-взаимодействие посредством социальных медиа.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1.
Губина О.В., Прокопьев Е.А., Шлапеко Е.А., Курило А.Е.
Внедрение социальных медиа в работу местных администраций: сбор данных для оценки влияния фактора главы
Труды III гранберговской конференции. Сборник докладов Всероссийской конференции с международным участием, посвященной памяти академика А.Г. Гранберга., С. 117-122. (год публикации - 2023)
10.36264/978-5-89665-383-7-2023-018-311
2.
Прокопьев Е.А., Курило А.Е., Губина О.В., Шлапеко Е.А.
Методика оценки цифрового разрыва на основе индекса вовлечённости «ВКонтакте»
Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast., Т. 17, № 5. С. 151–168. (год публикации - 2024)
10.15838/esc.2024.5.95.8
3.
Прокопьев Е.А.
Муниципальные социальные медиа и местное население: расчёт индексов вовлечённости (на примере Республики Карелия)
Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD2023). Труды Шестнадцатой международной конференции., Москва. С. 390-395. (год публикации - 2023)
10.25728/mlsd.2023.0390
4.
Прокопьев Е.А., Курило А.Е., Губина О.В., Шлапеко Е.А.
Факторы цифровизации местных администраций в Северо-Западном федеральном округе России: взгляд через социальные медиа
Балтийский регион, Том 16 №2 Страницы 157-183 (год публикации - 2024)
10.5922/2079-8555-2024-2-9
5. Прокопьев Е.А., Курило А.Е., Шлапеко Е.А., Губина О.В. ОНЛАЙН-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ ЧЕРЕЗ ФОРМАТ ОПРОСОВ (НА ПРИМЕРЕ ГОСПАБЛИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ ВО “ВКОНТАКТЕ”) Полис. Политические исследования (год публикации - 2025)
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
1) Методом регрессионного анализа проведена оценка влияния половозрастной структуры населения и явки избирателей на муниципальных выборах на уровень вовлечённости граждан в госпбаликах районов и округов. Расчёты проведены по 6 пространственным выборкам (по количеству лет в периоде с 2017 по 2022). Среди исследуемых факторов только «доля женского населения в общей численности населения» оказались статистически значимой на пространственной выборке за 2022 год. Влияние фактора оказалась отрицательным.
2) На основе количественного контент-анализа определён тематический перечень сообщений, наиболее публикуемых администрациями муниципалитетов, и наиболее популярных сообщений у местных жителей. Проведено сравнение разных способов оценки рейтинга популярности отдельных категорий сообщений у населения: а) по числу попаданий в топ-10; б) по индексу вовлечённости, рассчитанному по одной категории; в) по медианному значению коэффициента вовлечённости сообщения внутри одной категории. Доказано, что из-за неравномерного количества реакций на сообщения в рамках одной категории для создания рейтинга популярности по классификациям сообщений следует использовать медианные значения коэффициента вовлечённости. Полученный таким образом рейтинг в значительной степени совпадает с рейтингами популярности, полученными по количеству попаданий в топ-10 по отметкам «нравится» и по комментариям. При анализе динамики рейтингов по топ-10 было установлено, что позиции рейтинга тематических категорий сообщений по отметкам «нравится» достаточно стабильны и практически не меняются, в то время как рейтинг по комментариям более волатильный: в зависимости от года позиции отдельных категории могут претерпевать существенные изменения.
Построена серия тематических карт по популярности тематики сообщений: а) у администраций муниципалитетов; б) у населения по топ-10 отметкам «нравится»; в) у населения по топ-10 самым комментируемым.
Разработана тематическая классификация по проведённым в госпабликах опросам читателей. Она содержит два признака: а) сфера; б) время (прошлое, будущее и иное). Установлено, что опросы использовали в 176 районах (округах) и 276 поселения. По результатам классификации всех 3857 опросов по сферам была получена следующая структура: 1) 48,5% – социальная; 2) 44,6% – развлекательная; 3) 6,1% – политическая; 4) 0,8% – экономическая. В госпабликах районов (округов) преобладает развлекательная сфера, в поселениях – социальная сфера. Показано, что в настоящее время опросы выступают скорее информационным поводом, используются для привлечения подписчиков и увеличения активности на странице, что объясняется сохранением небольшой доли подписчиков госпабликов относительно численности населения.
3) По результатам анкетирования местных жителей выявлены персонализированные факторы вовлечения населения во взаимодействие посредством социальных медиа. Основным читателем госпабликов являются женщины старше 35 лет (с возрастом их доля среди активных читателей увеличивается) и мужчины старше 50 лет. Это люди со средним уровнем дохода, иногда с доходом выше среднего, обладающие высшим образованием и проживающие в городских населенных пунктах. По роду деятельности это работники бюджетной сферы и неработающие пенсионеры. Создана типология пользователей госпабликов, включающая следующие признаки: 1) поведение; 2) активность; 3) частота посещения; 4) местожительтсво. Определено, что среди опрошенного населения 77,4% читают госпаблики. Установлено, что респонденты считают госпаблики нужными и полезными, но малоэффективными.
4) Определён перечень критериев, характеризующих лучшие практики адаптации и организации взаимодействия: открытость; разнообразие (тем и форм подачи); фокус на интересы местного читателя; равномерная периодичность публикаций; быстрая обратная связь; воспроизводимость; простота изложения и полезность материала. Разработаны практические рекомендации, включающие удачные примеры сообщений, ответов на комментарии, структуры размещённой информации в госпаблике, показаны приёмы и линии поведения для выхода из конфликтных ситуаций, предложены варианты графиков распределения рабочего времени для работы в социальных медиа.
5) Разработана классификация рисков взаимодействия органов власти с населением в социальных медиа. Её параметрами являются источники (внешние и внутренние) и уровень опасности (высокий и низкий). В зависимости от скорости реагирования и качества публикуемых ответов уровень опасности может изменяться.
6) По материалам проекта для каждого исследуемого региона подготовлены аналитические записки для органов исполнительной власти о состоянии муниципальных госпбаликов на районном (окружном) и на поселенческом уровнях.
7) Опубликовано 2 статьи в журналах WoS и Scopus (из них 1 Scopus Q1), принята к печати 1 статья журнале Scopus Q2. Результаты исследования были представлены на 12 конференциях в Апатитах, Архангельске, Вологде, Калининграде, Москве, Петрозаводске, Пскове, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге.
8) СМИ о проекте:
https://rk.karelia.ru/social/science/uchenye-otsenili-effektivnost-gospablikov-v-karelii/
https://karelia.news/news/yekonomika/10133184/karelskie-uchenye-ocenili-yeffektivnost-obshheniya-vlasti-i-naseleniya-v-socsetyakh/
https://karelia.news/news/10111997/karelskie-uchenye-vyyasnyayut-nuzhny-li-zhitelyam-oficialnye-soobshhestva-predstaviteley-vlasti/
9) Ресурсы КарНЦ о проекте:
http://economy.krc.karelia.ru/project.php?id=1011&plang=r
http://www.krc.karelia.ru/news.php?id=5756&plang=r
https://vk.com/karrc?w=wall-165130519_4740
Публикации
1.
Губина О.В., Прокопьев Е.А., Шлапеко Е.А., Курило А.Е.
Внедрение социальных медиа в работу местных администраций: сбор данных для оценки влияния фактора главы
Труды III гранберговской конференции. Сборник докладов Всероссийской конференции с международным участием, посвященной памяти академика А.Г. Гранберга., С. 117-122. (год публикации - 2023)
10.36264/978-5-89665-383-7-2023-018-311
2.
Прокопьев Е.А., Курило А.Е., Губина О.В., Шлапеко Е.А.
Методика оценки цифрового разрыва на основе индекса вовлечённости «ВКонтакте»
Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast., Т. 17, № 5. С. 151–168. (год публикации - 2024)
10.15838/esc.2024.5.95.8
3.
Прокопьев Е.А.
Муниципальные социальные медиа и местное население: расчёт индексов вовлечённости (на примере Республики Карелия)
Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD2023). Труды Шестнадцатой международной конференции., Москва. С. 390-395. (год публикации - 2023)
10.25728/mlsd.2023.0390
4.
Прокопьев Е.А., Курило А.Е., Губина О.В., Шлапеко Е.А.
Факторы цифровизации местных администраций в Северо-Западном федеральном округе России: взгляд через социальные медиа
Балтийский регион, Том 16 №2 Страницы 157-183 (год публикации - 2024)
10.5922/2079-8555-2024-2-9
5. Прокопьев Е.А., Курило А.Е., Шлапеко Е.А., Губина О.В. ОНЛАЙН-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ ЧЕРЕЗ ФОРМАТ ОПРОСОВ (НА ПРИМЕРЕ ГОСПАБЛИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ ВО “ВКОНТАКТЕ”) Полис. Политические исследования (год публикации - 2025)
Возможность практического использования результатов
Полученные результаты могут быть использованы для корректировки существующих нормативов по публикационной активности муниципальных госпабликов и для обоснования более объективной оценки эффективности их деятельности со стороны ЦУРов и профильных министерств. А так же для улучшения коммуникации администраций муниципалитетов с жителей в социальных медиа.